12:25
Королева русского смеха

Рубрика "Дикая муза"

Русская писательница Серебряного века, поэтесса и переводчица Надежда Александровна Лохвицкая, она же Тэффи, (1872- 1952) была увенчана при жизни титулом «королевы русского смеха» и популярна у читателей главным образом в этом качестве. Писательница и поэтесса Надежда Тэффи была абсолютной кошатницей. Один из ее биографов, Николай Брешко-Брешковский, так описывал внешность Тэффи: «Умные серые кошачьи глаза смотрят, не мигая, в пышущее пламя камина, и звенит гитара».

Писательница не раз делала кошек главными героями повествования. Яркий пример — рассказ «Кошка господина Фуртенау», в котором животное меняет жизнь других людей. Особняком в ее творчестве стоит книга, где Тигрокот и Белолапка, вымышленные коты, — основные персонажи. Описывая их, Тэффи говорила, что это кошачьи Тристан и Изольда или Ромео и Джульетта.

Зачастую кошки сравниваются ею с человеком, чаще всего с женщиной. При описании этих животных особое место уделяется деталям: Тэффи подробно рисует внешний вид и даже характер своих «героинь.» Тэффи часто иронизировала над человеческой натурой, ее физическим началом, приближенным к животному. Но, следует отметить, что писательница использовала образы кошек не только для создания комического (комизм ситуации, схожесть с внешностью человека), но и лирически-трагического (например, тема одиночества), что становится особенно заметным при знакомстве читателя с эмигрантским творчеством писателя. Не только на бумаге, но и в жизни Тэффи была добрым и приятным человеком.

Кошки всю жизнь были не просто предметом вдохновения и обожания для Надежды, она даже людей судила по тому, как они относились к этим таинственным и грациозным животным. Об этой любви писала Ирина Одоевцева («На берегах Сены»):

«Я просто не понимаю, — как можно не любить кошек, — продолжает Тэффи. Для меня человек, не любящий кошек, всегда подозрителен, с изъяном, наверное. Неполноценный. Вот даже Вера Николаевна Бунина — на что, уж, кажется она добра и мила, а что она не переносит кошек, боится их, как стена между ней и мной. Близости, дружбы настоящей между нами быть не может. Всегда чувствую ее отчужденность. Симпатизирую ей сдержанно, признаю все ее бесспорные качества. Но кошек ей простить не могу. Люди для меня делятся на тех, кто любит кошек и кто их не любит. Человек, не любящий кошек, никогда не станет моим другом. И наоборот, если он кошек любит, я ему много за это прощая и закрываю глаза на его недостатки. Вот, например, Ходасевич. Он любил кошек и даже написал стихи о своем коте Муре… — А вы, Надежда Александровна, — спрашиваю я, — вы тоже писали стихи о кошках? — А еще бы! И очень много. У меня кошачьих стихов набралось бы на целый том. Но они слишком интимны, чтобы их обнародовать, придавать гласности. Хотите, прочту какое-нибудь из них? Я, конечно, хочу. И она начинает: — У меня целый кошачий эпос, — объясняет она. — «Тигрокот» и «белолапка» его главные герои. Они кошачьи Тристан и Изольда или Ромео и Джульетта. Но и других вымышленных кошек и котов у меня много. Они меня постоянно навещают. В особенности когда я больна. Такие добрые, чуткие — сейчас же тут как тут. Развлекают и утешают меня. Это я о них: Все коты пришли гулять На зеленую кровать, И пошли домой потом Кошка с кошкой, кот с котом. Вас, наверное, удивляет «на зеленую кровать» — будто на зеленый луг. А это просто оттого, что у меня зеленое покрывало на кровати.  - Она так улыбается и так смотрит вдаль, будто действительно видит перед собой процессию котов и кошек, шествующих попарно. — Они удивительно умные, — продолжает она оживленно. — Я как-то сочинила о них целую поэму. И, представьте себе, они сразу же стали исполнять ее хором, на разные голоса. И что уже совершенно невероятно, прибавлять к ней разные самими ими сочиненные строфы, особенно когда у меня жар. Я просто диву даюсь. Куда мне! Гораздо лучше меня. Да, пожалуй, и всех наших поэтов… Тэффи поправляет съехавший на сторону берет, проводит пуховкой по раскрасневшемуся от волнения и вдохновения лицу и начинает читать с нескрываемым удовольствием: Тридцать три и два кота И четыре кошки… Поэма очень длинная. Я запомнила из нее только эти две строчки. А жаль — в ней было много остроумных находок и прелести.»

Любовь Тэффи к кошкам была безгранична, поэтому писательница не понимала и даже осуждала людей, которые ее не разделяли. У Тэффи было несколько домашних питомцев, и она часто брала их с собой. Даже на прием в честь 300-летия дома Романовых в императорский дворец она приехала с пятью кошками.

Во время Второй мировой войны писательница жила в Париже. Тэффи бедствовала, на содержание животных не было ни сил, ни средств. Довольно продолжительный период она жила в одиночестве, и это сильно ее расстраивало. Вспоминая те времена, она писала, что кошка бы ни за что не стала есть то, чем приходилась питаться писательнице. Но в небольшой квартире Тэффи все же появился «большой и важный кот».

Тэффи в своем творчестве уделяла много внимания образам животных, особенно кошкам, которым она даже посвящала стихотворения, и писала о них рассказы. В предисловии ко второму тому собрания сочинений Тэффи, увидевшему свет в 1997 году написано: «В доме у писательницы всегда жили кошки. У каждой из них был свой характер, описываемый Тэффи с необычайной любовью и проникновением в душу животного. «У нас завелся кот, — рассказывает Тэффи дочери как о самом важном событии в своей жизни, красавец серо-белый angora. Пристал на улице. Очень благовоспитанный, ест мало, но только очень хорошие вещи… Я довольна, что он завелся, а то я целый день одна, а так есть с кем словом перекинуться».

 

Главный библиотекарь

Юровской сельской библиотеки-филиала №26                         И.В. Марцинкевич

 

 

 

Категория: Интересное | Просмотров: 292 | Добавил: Эфа | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar